Псковская региональная общественная организация
ветеранов военной службы "Союз десантников"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Красуха
SnejkaДата: Пятница, 22.07.2011, 23:20 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 212
Статус: в самоходе
"СКОРБЯЩАЯ ПСКОВИТЯНКА"



Трагедия Красухи потрясла тысячи и тысячи людей. Взволновала она и студентку Ленинградского художественного института имени Репина Антонину Усаченко. Много раз перечитывала она газетные материалы, пытаясь представить кошмарные события, которые произошли в порховской деревне.
Художник, человек впечатлительный, Тоня ярко нарисовала себе то пасмурное трагическое утро: как сгоняли людей к гумнам, как бросали в огонь детей и каким ужасом были наполнены в эти минуты глаза матерей, в каком состоянии могла вернуться на родное пепелище одна из чудом уцелевших женщин и что она при этом чувствовала.
Но газетные очерки не позволяли увидеть все то, что хотелось бы знать Антонине Усаченко. И тогда она едет в Порхов. Ей нужно посмотреть если не на красухинцев, то хотя бы на тех, кто был рядом с Красухой, кто и сам пережил подобную трагедию. И она пошла пешком по соседним с Красухой деревням. Она встречалась с партизанками, матерями и женами партизан, видела вдов, потерявших на войне своих мужей, знакомилась с детьми, которые в годы войны последний раз произнесли дорогие, ни с чем несравнимые слова "мама" и "папа". Видела она и таких, кто сам побывал под фашистскими пулями и благодаря счастливому случаю спасся. Ее поразило то, что эти люди были сильны духом, и тяжкие испытания, выпавшие на их долю, не сломили их.
Антонину Усаченко, как дорогую гостью, пригласили в Псковский обком и в Порховский райком партии. С ней говорили дружески и сердечно. Привели десятки и сотни примеров мужества людей, их непреклонности и патриотизма. Напомнили о случае, когда у пятнадцати матерей фашисты отняли детей, рассчитывая на то, что хотя бы одна из них станет предательницей и выдаст партизанские стоянки. Таких не отыскалось среди этих пятнадцати. Рассказали о женщинах, неоднократно расстреливаемых немцами, которые, чудом уцелев, продолжали помогать партизанам. О колхозницах, собравших мясо, крупу, муку, масло для отправки в осажденный Ленинград, которые хорошо знали, что их ждет за это виселица.
- Мы верим в вас, Антонина Петровна, - ободряли ее в обкоме и райкоме. - Верим, что вы создадите произведение, достойное святого и легендарного уголка России!
Все это поставило перед ней, как художником, новые и трудные задачи.
Первоначальный замысел был таков: показать великую скорбь русской женщины-страдалицы. Но ведь только страдать мало, надо еще и уметь бороться за лучшую, свободную жизнь, надо быть способной на месть, надо быть несгибаемой, даже если великое горе придавливает тебя к земле. Об этом говорили ей люди, пережившие не одну трагедию, это просили учесть бывшие фронтовики, партизаны и партийные работники. А как воплотить эти пожелания в граните или мраморе?.. Такую работу не должен был делать равнодушный человек! Тоня и не могла быть равнодушной: у нее на фронте погибли отец и два брата, ее старшую сестру угнали в фашистское рабство. Они всегда были перед ее глазами - добродушный батько Петро, веселые певуны-браты, постаревшая на каторге и совсем разучившаяся улыбаться сестра.
Когда-то Антонина дала себе клятву, что если ей суждено быть скульптором, она отобразит и свое горе. Теперь она могла это сделать.
Поездив по псковским деревням, она еще раз убедилась, что у настоящих людей горе находится рядом с мужеством. Начались долгие поиски.
Она садилась в темной комнате и закрывала глаза. Еще и еще раз хотела представить себе тех красухинских женщин, для которых двадцать седьмое ноября стало последним днем. Она потом вглядится в "Последний день Помпеи" Брюллова и придет к выводу, что тут нет никакой аналогии. Там - безотчетный страх перед стихией, перед непонятным явлением природы. Люди, которые тщетно пытаются покинуть Помпею, охвачены только страхом, страхом и страхом: им некого ненавидеть. Послать проклятие в адрес всемогущего они не могли. Здесь, в Красухе, были, конечно, и страх, и величайшее опасение за судьбы своих близких, особенно малолетних детей. Но тут люди видели и тех, кто хотел лишить их жизни - фашистов. Эти люди не могли безропотно принять удар судьбы. В их глазах должна запечатлеться и жгучая ненависть, и непреоборимая стойкость духа.
Она долгими часами лепила эскизы из глины, но, неудовлетворенная, комкала их. Все ей виделось не так: и поворот головы, и опущенные плечи, и поставленные на землю ступни ног, и безвольно повисшие руки. Все не так, все не так!..
А если не так - новые часы, дни и недели напряженнейшей работы и неустанных поисков.
Талант и труд принесли удачу. Антонина Усаченко вдруг увидела то, что давно мечтала увидеть. Вот она, та русская женщина, которая могла жить в Красухе!.. Да, в глазах ее полно неистребимого горя, и это естественно. Но во взгляде ее не только горе, а и ни с чем несравнимое мужество, на которое способна русская женщина, так хорошо воспетая еще Некрасовым. Останься у такой матери единственный и горячо любимый сын-кормилец, она, не задумываясь, пошлет в бой и его, чтобы отомстил он врагу за Красуху и другие города и деревни русские. Такая женщина лучше согласится быть матерью павшего героя, чем живого труса.
Работу Антонины Усаченко выставили для обозрения в Ленинграде вместе с работами других художников - опытных и начинающих.
Около усаченковской скульптуры останавливался каждый.
Равнодушных не было.
"Только благодаря большому чувству, которое буквально сжигало Антонину, ей удалось осуществить свою очень трудную задачу" - так объяснил удачу Усаченко ее внимательный и требовательный наставник профессор Михаил Аркадьевич Керзин.
Ободренная людским вниманием и своей удачей, Антонина Усаченко выразила настойчивое желание подарить скульптуру Красухе, воодушевившей ее своим мужественным подвигом на подвиг творческий. Если, конечно, скульптура понравится землякам красухинцев.
Землякам скульптура понравилась. Воздвигнуть ее в Красухе - таково было единодушное мнение.
В районе начался сбор средств на сооружение памятника. А в Ленинграде, на заводе "Монументскульптура" вне очереди и вне плана стали высекать фигуру старушки, как любовно назвали произведение Усаченко труженики этого предприятия.
И вот она уже готова к переезду в героический Псковский край.
Тем временем в Красухе шли свои приготовления. Хотелось поставить скульптуру в таком месте, чтобы виделась она всякому, кто будет проезжать по шоссе Порхов - Остров, кто завернет сюда с других дорог. Перебрали много вариантов, остановились на одном: насыпать у вековой ивы холм, куда и поставить скорбящую псковитянку - так именовали теперь ее в официальных документах.
На холм и вознесли "Скорбящую псковитянку". А холм вырос напротив тех страшных гумен, что пылали вместе с людьми 27 ноября 1943 года.
И всем, кто впервые увидел эту скульптуру на возвышении, сразу же представилась живая красухинская женщина, вернувшаяся на родное пепелище... Деревни нет, только злой ветер метет по дорогам и огородам серую золу. Деревья стоят обугленными. Полуразвалившиеся печные трубы свистят тоскливо и надрывно. Огромная ива скорбно склонила свои ветви. Но ничего не замечает одинокая, босая женщина, прибредшая в погибшую Красуху. Она видит перед собой два страшных гумна, в которых мучительно, страшно погибали ее близкие...
В воскресный день 21 июля 1968 года, накануне двадцать четвертой годовщины освобождения области от фашистских захватчиков, в Красуху потянулось множество людей. Они едут на "Волгах" и "Москвичах", "газиках" и "Запорожцах", на автобусах и грузовиках, на лошадях и просто идут пешком. Ближайшие к Красухе деревни покинули буквально все жители, остались лишь инвалиды и дряхлые старики.
В Красуху прибыли члены обкома КПСС, ветераны войны, представители других районов.
К собравшимся обращает свое слово первый секретарь Псковского обкома партии Иван Степанович Густов.
- Трагически сложилась судьба жителей Красухи, - говорит он, - но такая же участь ждала целые народы, если бы Советский Союз не разгромил черные силы фашизма. Гитлеровцы, делавшие ставку на завоевание мирового господства, не скрывали своих звериных намерений - физически истребить сотни миллионов людей, и в первую очередь русских, украинцев, белорусов, чехов, словаков, поляков, сербов и других славянских народов. Они стремились уничтожить целые государства, разрушить веками созданную цивилизацию.
Иван Степанович, развивая свою мысль, говорит о причинах, которые помешали гитлеровцам осуществить свои людоедские планы и привели их к катастрофе: о единстве и патриотизме советских людей, о роли партии коммунистов, о мужестве бойцов армии и партизан, о подлинно всенародном партизанском движении, которое охватило в годы войны территорию Псковской области. Он искренне благодарит ветеранов войны и тружеников области, не пощадивших сил, здоровья и крови своей, чтобы защитить страну и поднять из руин и пепла родную Псковщину.
Как бы дополняя секретаря обкома партии, яркую речь произносит Григорий Тимофеевич Волостнов.
- Мне, бывшему партизану, - медленно роняет он слова, - не раз смотревшему смерти в глаза и в тридцать лет поседевшему от ужасов фашистского разбоя, трудно сегодня сдержать себя от великого гнева к тем, кто так немилосердно и варварски глумился над беззащитными советскими гражданами. Но враг жестоко просчитался: своими зверствами он не запугал нас, не поставил гордых советских людей на колени. Нет, он удесятерил нашу ненависть, заставил взяться за оружие даже тех, кто собирался спокойно и мирно дожить свою старость или кто еще в глаза не видел винтовку и мог лишь по-детски озорно разыгрывать наивно придуманные баталии.
Григорий Тимофеевич рассказывает, как мстили врагу партизаны за Красуху, сколько уничтожили они фашистов в жарких схватках, как вот этой дорогой, что проходит вдоль сожженной деревни, прокладывали себе путь на Запад, на Берлин, советские воины, рассчитавшиеся с врагом за все, в том числе и за порховскую Красуху.
К микрофону подходит старый знакомый, Яков Григорьевич Григорьев. Годы и обрушившиеся на его голову беды рано состарили его, но голос у него тверд и суров.
- Да, я был на Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля, - в какой уже раз повторяет он, - и я рассказал там всю правду о преступлениях, которые фашисты совершали на нашей земле. На этом процессе часто упоминались русская деревня Красуха, чешская Лидице и многие другие села и города, дотла сожженные немцами. Но империалисты не извлекли урока из второй мировой войны, они вновь стремятся развязать кровавую бойню. Мы все хорошо знаем, какой ценой нам досталась свобода и жизнь, какой кровью завоевано счастье наших детей. Мы не хотим, чтобы вновь повторялись трагедии, похожие на трагедию Красухи. Вот почему я и обращаюсь к нашей молодежи: берегите мир, изо всех сил крепите боевую мощь любимой Советской Отчизны!
Глухо, но взволнованно звучит голос Марии Лукиничны Павловой:
- Вечная память нашей Красухе!
Спасибо вам, земляки, что не забыли Красуху, помните о ней, свято чтите память тех, кто погиб здесь.
Светлая память всем, кто погиб за нашу Советскую Родину!
А на зеленом холме уже сгрудились те, кто чудом спасся из охваченной огнем Красухи, кто не оказался там только по счастливой случайности, кто и поныне приходит сюда из ближайших деревень. Кое для кого это была первая встреча за минувшую четверть века. Пусть будут прощены и слезы, и рыдания, огласившие зеленые красухинские окрестности!
Долго еще потом стояли на зеленом холме люди и вспоминали все то, что навсегда породнило их с этим священным, не меркнущим в памяти, местом. И среди них стояла скульптор Антонина Петровна Усаченко. Она тоже стала тут своим человеком.

КАКОЙ БЫТЬ КРАСУХЕ?

Скульптура Антонины Усаченко получила народное признание. Молодой скульптор заслуженно удостоена премии Ленинского комсомола. Высокая награда вручена ей в 1970 году на XVI съезде ВЛКСМ.
В 1970 году на экранах страны появился документальный фильм "Была на земле деревня Красуха". Двадцать минут идет картина, а как глубоко волнует она каждого зрителя! Нет в этом фильме острого сюжета, детективной напряженности. Возможности постановщиков были весьма ограничены. Они решили поведать о Красухе и ее трагедии сжато и сурово.
На экране зритель видит памятники павшим много веков назад. Псковская земля - земля многострадальная, вражеские нашествия на нее были частыми и свирепыми. И отпор врагу был всегда решительным и дружным. Фильм дает лишь штришки, по которым можно проследить героическую историю края. Зато Красуха здесь всегда на первом плане.
Удачной находкой явился вошедший в картину короткий документальный фильм о "Красной Красухе", кандидате на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Не думал довоенный режиссер, что его бесхитростные кадры будут единственными, которые помогут взглянуть на прежних красухинцев - и сгоревших в огне, и не вернувшихся с фронта, и чудом уцелевших.
Постановщик нового фильма о Красухе рискнул: он показал старую хронику оставшимся в живых красухинцам и снял их, уже зрителей, скрытой камерой.
Да, это потрясающее зрелище!..
Новый фильм первыми смотрели порховичи. Режиссер Павел Васильевич Русанов вышел на сцену кинотеатра. И попросил совета: как быть? Кадры, снятые скрытой камерой, так необычны, что кое-кто поставил их под сомнение: нужны ли они? Хорошо ли обнажать людские слабости? Мужественные люди и вдруг плачут...
Фильм увидели первые триста зрителей. Весь зал прокричал глухо и решительно:
- Оставить!!!
Чего же можно требовать от красухинцев, вдруг увидевших на экране своих родных и близких, которых уже давно нет на свете? Разве можно осуждать Марию Лукиничну Павлову за ее слезы, когда она заметила на экране своего Ивана: молодого, красивого, улыбающегося! Да ей не только заплакать, ей бежать захотелось к экрану, чтобы обнять Ивана и поделиться тем, что пережила она за эти годы!
Плакать могут и мужественные люди, настоящие герои.
Таким и вышел фильм на экраны страны.
Встретили его тепло. В Минске, на Всесоюзном кинофестивале, он был отмечен первой премией. В декабре 1971 года фильм удостоен Государственной премии РСФСР.
Итак, о Красухе создано два произведения, получивших народное признание.
Написаны о Красухе стихи, очерки, репортажи, которые появились не только в нашей, но и зарубежной печати.
И все же пока не сказано главного: какой быть Красухе?
Несомненно, что возродить прежнюю цветущую деревню уже не суждено: жить там некому.
Есть две точки зрения. Первая из них: соорудить на пожертвование народа с участием скульптора Антонины Петровны Усаченко грандиозный мемориал. "Молодежь должна понять,- писали в "Комсомольской правде" ветераны войны и члены комиссии Советского комитета мира по увековечению памяти павших героев, - что памятник Красухе - это постоянное напоминание о трагедиях многих, пожалуй, не сотен, а тысяч деревень нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Горе, какое нес по всему свету фашизм, здесь спрессовалось на крохотном клочке земли". Мысль правильная. Французы достойно отметили мужество Орадура, а чехи - своей Лидице. Впечатляет и мемориал в белорусской Хатыни. Может быть, что-то подобное надо воздвигнуть и в Красухе: со скорбными фигурами погибших жителей, с печальным звоном колоколов, с аллеями из голубых елей и белоствольных березок. Строго, величественно, грандиозно. Об этом мечтают в Порхове, Пскове, Старой Руссе, об этом говорят псковичи, новгородцы, ленинградцы, все те паломники, что тысячами навещают зеленый холм со "Скорбящей псковитянкой".
Есть и другое мнение: оставить все так, как есть. Даже вернуть на прежнее место скромный и обычный указатель с наименованием: "д. Красуха". Такой, какой стоит у Веретень, Турин, Полян и других порховских деревень. Указатель - и без деревни. Одно это может взволновать и потрясти. А потом человек увидит "Скорбящую псковитянку", сам обнажит голову и вспомнит все то, что случилось здесь в хмурое ноябрьское утро 1943 года.
Красуха всегда будет волновать людей. И никогда не зарастет к ней народная тропа.


Иван Курчавов
 
SnejkaДата: Пятница, 22.07.2011, 23:24 | Сообщение # 17
Группа: Проверенные
Сообщений: 212
Статус: в самоходе
Слово к читателю

Прежде чем написать эту книгу, автор встретился со многими людьми и выслушал печальные, раздирающие душу истории.
После войны прошли годы. Люди кое-что забыли, а кое-что исказила их память. Приходилось проверять и перепроверять. Бывало и такое, что один назовет, скажем, Алексея Дмитриевича одной фамилией, а следующий собеседник помнит, что величали его иначе: клички в деревне часто заменяли настоящие фамилии.
Не всяк помнил и как выглядели их соседи, односельчане. Пришлось по крохам восстанавливать внешний облик жителей Красухи. И снова - проверять, уточнять, исправлять.
Помощниками автора старались быть все. Помню, как серьезно и внимательно выслушали учащиеся второй порховской школы пожелание: взяться за поиски красухинцев. Они были готовы забыть и про свободные вечера, и про выходные дни, и даже про свои школьные каникулы! Случалось, люди приезжали и приходили за десятки километров, чтобы сообщить какой-то интересный факт, рассказать что-то новое о знакомом человеке. Они приносили снятые со стен, единственные в своем роде фотокарточки и говорили: "Пусть другие тоже поглядят, только уж вы не затеряйте!" Если кому-то посчастливилось отыскать в старых газетах или архивах хотя бы одну строчку о Красухе, - незамедлительно давали знать автору.
А неутомимый Григорий Тимофеевич Волостнов и его боевой друг Иван Иванович Буданов? Оба приболели, а когда услышали, что автору нужно побывать в Партизанском крае, забыли про свои невзгоды и строгие наставления врачей, поехали за десятки километров, показали места, где развертывались партизанские сражения, рассказали о подвигах товарищей, живо припомнили, как в тяжкие годы оккупации помогали им, народным мстителям, жители Красухи и всех других деревень непокоренной псковской земли.
Когда один из вариантов этой книги был закончен, в Порхове еще раз собрались красухинцы. Они были придирчивы, но доброжелательны. Все их замечания учтены при доработке "Красухи".
Автор, пожалуй, сделал все, чтобы собрать необходимые материалы и написать эту книгу. Не исключено, что кто-то из читателей помнит другие факты и может сообщить новые подробности о знакомых красухинцах, или кому-то удастся обнаружить неточности в книге, пусть даже самые мелкие, - автор готов учесть все советы и замечания и заранее благодарит внимательных читателей.
Документальная повесть "Красуха" - всего лишь маленький кирпичик в тот величественный памятник, который еще будет создан на Псковщине.


г. Порхов Псковской обл. 1970-1971 гг.
Иван Курчавов

 
SnejkaДата: Суббота, 23.07.2011, 01:11 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 212
Статус: в самоходе
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

© 2024 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
CY-PR.com
Хостинг от uCoz
Все материалы и ссылки, расположенные на сайте, размещены исключительно в ознакомительных и образовательных целях посетителей сайта. Все права на материалы, представленные на сайте, принадлежат их законным владельцам (правообладателям). Перепечатка материалов для интернет - изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса - http://vdvpskov.ru - ПРО МООВ ВДВ и ВСпН "Союз десантников" © 2011