Мастера идеальной «охоты»
В 103 й гвардейской отдельной мобильной бригаде состоялся учебный сбор стрелков снайперов.
О том, что стрелок-снайпер — армейская специальность особенная, специфическая, людям, знакомым с военной наукой, объяснять не требуется. Тем более это касается начальника отделения боевой подготовки 103 й гвардейской отдельной мобильной бригады гвардии майора Андрея Стриженка, который встретил меня на войсковом стрельбище учебного полигона этого соединения. Здесь под руководством Стриженка проходила практическая часть двухнедельного учебного сбора самых метких стрелков гвардейской бригады…
— В соответствии с учебными планами сейчас у нас идут мероприятия одиночной боевой подготовки, и одним из ее элементов является данный сбор со снайперами, — ввел меня в курс дела Андрей Анатольевич. — В нынешнем году он впервые организован в масштабе соединения — прежде всего в целях повышения качественных параметров подготовки снайперов. Раньше таких специалистов обучали централизованно на базе 72 го гвардейского ОУЦ, сейчас же мы готовим их сами. Это имеет свои преимущества, поскольку непосредственные командиры, начиная работать со снайперами с нуля, лучше узнают своих подчиненных, изучают их возможности. Хотя высокую эффективность централизованной школы, где подготовку специалистов осуществляли опытные, методически грамотные профессионалы, тоже отрицать нельзя.
В ходе первой, «теоретической» недели сбора в пункте постоянной дислокации стрелки-снайперы получили и закрепили знания по материальной части винтовок СВД и МЦ-116М, по основам и правилам стрельбы, тактики, маскировки, освоили способы выверки оружия. Во время теоретической подготовки активно использовались компьютерные тренажеры и учебные фильмы по соответствующей тематике. Так что на полигон снайперы прибыли уже достаточно подготовленными, чтобы применить свои навыки на практике во время учебных стрельб и отработки тактических нормативов.
По словам гвардии майора Андрея Стриженка, именно на этапе одиночной подготовки снайперов важно ничего не упустить, дать им максимум возможных знаний, поскольку потом, в ходе наращивания темпа боевой учебы — на этапах боевого слаживания отделений и взводов, уже некогда будет наверстывать пробелы в индивидуальной подготовке этих специалистов.
Наверное, поэтому руководитель сбора построил его программу таким образом, что заснеженные просторы войскового стрельбища в тот момент напоминали кипящий котел: в нем ежеминутно «варились» стрелки-снайперы, а их лица, несмотря на промозглый ветер, пылали румянцем.
На одной из учебных точек тактико-специальное занятие проводил помощник руководителя учебного сбора командир разведывательного взвода роты огневой поддержки 357 го отдельного аэромобильного батальона гвардии старший лейтенант Иван Балашенко (на снимке). Этот офицер более двух лет командовал взводом снайперов, входившим в состав данной роты. После изменения организационно-штатной структуры бригады взвод снайперов был переформирован в разведывательный взвод, в составе которого осталось отделение снайперов. Им и передавал на полигоне свой богатый опыт взводный. Под руководством Ивана Балашенко подчиненные учились скрытно передвигаться, вести наблюдение, маскироваться, составлять карточку огня, поражать условного противника, своевременно менять позиции, совершать отход, во время которого командир еще и давал вводные по медицинской и инженерной подготовке.
— Комплексный подход к обучению снайперов — важнейшее условие, — поделился офицер, — поскольку позволяет максимально оживить учебный процесс, приблизить его к реальности. В качестве теоретической базы для стрелков снайперов мы используем как «классическую» литературу советских времен, например учебник «Подготовка снайпера» 1987 года издания, так и современные пособия, обобщающие опыт ведения боевых действий в Афганистане, Чечне, Ираке, Югославии и других горячих точках. Однако в этом деле сложно «изобрести велосипед»: основы снайперского искусства имеют давнюю историю и прошли проверку временем…
В наиболее доступном и концентрированном виде все тонкости своей армейской профессии подчиненные гвардии старшего лейтенанта Ивана Балашенко фиксируют в так называемых блокнотах снайпера. Этот индивидуальный «мини-справочник», по мнению офицера, — хороший способ повысить боевую эффективность снайпера, его профессионализм. Тактико-технические характеристики своего оружия, поправки на ветер, температуру воздуха, дальность до цели, основные формализованные документы (журнал наблюдения и карточка огня) — все это необходимо иметь в «блокноте снайпера», чтобы в ответственный момент произвести меткий выстрел, который может стать решающим в боевом противостоянии.
А еще для этого требуется набор определенных личных качеств, о которых достаточно исчерпывающе поведал мне в перерыве между занятиями один из самых опытных подчиненных офицера Ивана Балашенко — командир отделения снайперов гвардии сержант Андрей Бабич.
— Снайпер — это человек с особым складом характера, идеальный охотник, — пояснил он. — Профессия требует от него огромной выдержки, воли, наблюдательности, скрытности, способности мыслить нестандартно. Снайперу необходимо умение принимать самостоятельные решения, поскольку часто он выполняет задачи в отсутствие командира, автономно. Этот воин должен сам знать, когда сменить позицию, какой сектор наблюдения и обстрела лучше выбрать, как ориентироваться на местности, маскироваться… Физическая подготовка для него тоже вопрос жизни и смерти, ведь снайперам приходится не только часами недвижно выслеживать цель, но и нередко преодолевать большие расстояния в ходе разведки. А если выстрел потребуется сделать немедленно, этому не должны помешать учащенное сердцебиение и сбившееся дыхание…
Все эти ценные профессиональные качества, по мнению гвардии сержанта Андрея Бабича, можно выработать лишь систематическими тренировками — и только полевые условия позволяют сделать их реалистичными, разнообразными и интересными.
Белорусская военная газета «Во славу Родины»
Автор новости: текст, фото, подполковник А. Логинов
|